Утечки газа, поломка вентиля или его полный износ – все это причины для замены газового крана в квартире. Но тот факт, что он находится в квартире, совсем не значит, что монтажные или ремонтные работы должны проводиться за счет собственника жилья. Представитель газовой службы, конечно, будет уверять в обратном. Мол, это всё – расходы абонента, и вообще, он может составить акт и наложить на штраф… Но у нас есть контраргументы на этот счет. Рассказываем, как отстоять свои права и остудить пыл работников горгаза.
Когда меняют газовые краны?
Газовый кран – это запорная арматура на газовом стояке. Так как вентиль – механизм подвижный, он имеет свойство изнашиваться и приходить в негодность. Проявлениями того могут быть различные признаки: заклинивание, излишнее вращение, появление резкого запаха газа. Впрочем, достоверно установить, нужна ли замена газового крана в доме, сможет только специалист газовой службы, по результатам визуального осмотра и технического обслуживания.
Если вами в процессе эксплуатации были выявлены такие признаки, пригласите мастера для внепланового техоблуживания. Плановые осмотры проводятся ежегодно, поэтому при наличии признаков неисправности, техник или мастер выявит их самостоятельно.
Для замены газового оборудования у него есть всего три основания (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 410 от 14.05.2013):
- Окончание установленных проектом или производителем сроков эксплуатации. Для вентилей таких сроков обычно не устанавливается, при технической исправности они используются бессрочно.
- Установление неисправности вентиля и признание его по результатам техобслуживания непригодным для ремонта.
- Подача заявки на замену собственником оборудования. Да, кран можно поменять по собственной инициативе.
Кто проводит замену?
Независимо от того, кто платит за замену газового крана, самостоятельное ее проведение владельцем оборудования, без привлечения специализированной службы, не допускается. Тут нужно соблюдать технику безопасности и иметь специальные знания. Поэтому по закону любые такие монтажные работы на газовых сетях могут проводиться только сервисной организацией, с которой у собственника заключено соглашение на ремонт и обслуживание (абз. 2 п. 10 Правил № 410).
Обычно такие функции исполняет горгаз, филиал регионального ПАО «Газпром газораспределение». Договоры с ними заключают управляющие организации. Оставить заявку можно через УК, ТСЖ, ЖСК либо непосредственно в сервисную службу горгаза.
Замена газовых кранов: за чей счет?
Кто должен оплачивать услуги по замене вентиля? Расходы по обслуживанию внутридомового или внутриквартирного оборудования несет собственник такого оборудования (абз. 3 п. 10 Правил № 410). В этом контексте нужно определить, к какому оборудованию относится запорный вентиль. Это не сложно.
Отрезок газораспределительной сети, от места врезки в газопровод и до запорной арматуры включительно на ответвлениях к внутриквартирному оборудованию, является внутридомовым оборудованием (п. 2 Правил № 410). Это значит, что запорный вентиль является общим имуществом собственников МКД (п. 1 Правил, утв. постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006). Заказчиком по ремонту внутридомовых газовых приборов выступает управляющая организация (п. 17 Правил № 410), именно она несет ответственность за содержание общего имущества (ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК).
Поскольку запорный кран является устройством, отключающим внутриквартирную сеть от общедомовой и прекращающим подачу газа, его нельзя считать внутриквартирным, он относится к общедомовому имуществу (Письмо Минрегиона РФ№ 19706-ВГ/11 от 18.10.2013).
Таким образом, для жильцов замена газового крана в квартире БЕСПЛАТНА!
Как заставить заменить кран бесплатно?
Итак, у собственника на руках акт осмотра, в котором указано на необходимость замены крана. Что нужно делать? Вот краткий алгоритм действий:
- Звоним в аварийно-диспетчерскую службу УК, разъясняем ситуацию, оставляем заявку. Ждем специалиста горгаза, направленного по запросу УК.
- Разъясняем ситуацию, показываем акт, просим заменить кран за счет управляющей организации. Ссылаемся на п. 10 Правил № 410 и отказываемся платить, если поступило требование о предварительной оплате.
- Мастер отказался менять вентиль? Пишем в УК жалобу в свободной форме, описываем ситуацию и заявляем требование о бесплатной замене крана.
Заявление УК замена вентиля - Направляем жалобу по почте заказным письмом или передаем лично в руки специалисту в УК.
- Не помогло? Коммунальники в любом случае должны дать письменный ответ на ваше обращение. Берем его и направляемся в местную жилищную инспекцию (или/и в прокуратуру) Там-то на УК точно найдут управу!.